Юрий Дудь: свобода слова не для всех
На днях в российский перечень персон, получающих западное финансирование, попал известный блогер и журналист Юрий Дудь. Этот господин весьма популярен в молодежной либеральной среде, работает на многомиллионную аудиторию, и не удивительно, что сразу последовали негодующие голоса по поводу безосновательности крамолы. Однако разберемся, так ли случайно Дудь попал в черный список?
Промотексты о Дуде гласят — уникальная персона для российского шоу-бизнеса, «голос поколения», породил моду на интервью на YouTube с медийными персонами, да к тому же и «самородок». Впрочем, как становятся такими «самородками», хорошо известно, по крайней мере, в случае Дудем.
Немного предыстории. Родился Юрий в 1986 году в Потсдаме, тогда еще в ГДР, в семье военного офицера Александра Петровича Дудя. Через четыре года семья вернулась в СССР, а точнее — на Украину (в Хмельницкой области у Юрия жили бабушка и дедушка). Однако вскоре все обосновались в Москве. Кстати сказать, родители блогера — весьма уважаемые люди. Александр Петрович — профессор военной кафедры МГТУ им. Н.Э. Баумана, доктор военных наук, заслуженный работник высшей школы РФ, полковник в отставке, действительный член Академии военных наук. Мать, Анна Степановна, преподает химию и ОБЖ в Московском среднем специальном училище олимпийского резерва № 3 Департамента физической культуры и спорта. Все прекрасно, сын, вот, только изрядно расстраивает. Как признавал позднее блогер, у него с родителями имеются большие различия во «взглядах на мир», что и неудивительно, учитывая сферу деятельности нашего персонажа.
Изначально Юрий увлекся журналистикой, с подросткового возраста начал публиковаться в различных изданиях. Затем он отучился в МГУ им. М.В. Ломоносова на факультете журналистики, в 2011 году стал главным редактором издания Sports.ru, а вскоре и ведущим популярного шоу «Удар головой». И все бы ничего, но Дудь решил развиваться в другом направлении. Харизма позволяла, к тому же на горизонте появились нужные люди.
По счастливому для Дудя стечению обстоятельств в 2014 году, как раз, когда, по своему признанию, он задумался о развитии YouTube-канала и создал свой «вДудь», в Москве открылся филиал компании Yoola Labs Ltd (сначала она называлась VSP Group). Эта медиасеть занимается поддержкой, продвижением, управлением и натаскиванием перспективных блогеров, формирующих для своей аудитории деструктивный и антироссийский контент.
Более того, в настоящее время Yoola Labs Ltd входит в топ-5 международных медиасетей по количеству просмотров и подписчиков. А появилась компания в 2011 году в израильском городе Хайфа, когда выходцы из бывшего CCCР — украинец Артем Галлер, россияне Михаил Шапошников, Александр Шапошников и латыш Илан Трояновский — запустили собственную сеть на YouTube, рассказывающую о косметике. Но уже за последующие два года их детище постепенно превратилось из обычного канала о красоте в партнерскую медиасеть — посредника между блогерами и YouTube.
Очевидно, что финансирование этой инициативы также не возникло чудесным образом, как и в случае с раскруткой Дудя. С самого начала основания компании ее генеральным директором был еврей американского происхождения, проживающий в Лос-Анджелесе выпускник Калифорнийского университета и Гарвардской школы бизнеса Эяль Баумель (в этой связи даже не возникает вопроса, откуда взялись деньги на столь интересную инициативу, как медиасеть, работающая на антироссийские вбросы). И именно под чутким руководством Баумеля Yoola Labs Ltd привлекает для блогеров рекламодателей и распространяет видеоконтент в России и странах СНГ. И этим поддержка американо-еврейской медиасети не ограничивается, что в полной мере ощутил на себе сам Дудь, регулярно получая щедрые чаевые со счетов компании через «Беларусбанк» и латвийский Rietimu Bank.
Тогда, в 2014 году, у него не сразу получилось с развитием канала, видимо, его еще не заметили. «Выстрелил» «вДудь» лишь в феврале 2017-го, когда его основатель сделал интервью с известным рэпером Бастой (Василием Вакуленко), набрав сотни тысяч просмотров. А там пошло-поехало, и потекли рублевые реки. Начиная с 2018 года по 2021-й от Yoola Labs Ltd ему перевели 50 млн рублей. В том же 2018-м Дудь признавался в одном из интервью, что зарабатывает около 20 млн рублей в год и не совсем понимает, как распоряжаться такими суммами. Впрочем, это он поскромничал, потому как в период с ноября 2017-го по июль 2020-го на его счет дополнительно упало еще 37 млн рублей от ООО «Кэррот» и ООО «Рэббит», чьим соучредителем опять-таки выступала американо-израильская медиасеть. Так что у «самородка» был весьма неплохой финансовый старт.
Отрабатывать с самого начала приходилось по установленному лекалу, например, информационно поддерживать беглых олигархов Михаила Ходорковского, Евгения Чичваркина и «берлинского пациента» Алексея Навального, ну и, соответственно, смену власти в стране. А параллельно следовало вести работу в российском информационном поле по популяризации культа денег и паразитического образа жизни и делать все для того, чтобы даже мыслей о Родине и патриотизме в юношеских извилинах не возникало.
Основная идея — сладкая заграничная жизнь, ненависть по отношению к своей стране и ее истории. Для затравки, чтобы приманить благодарную аудиторию, делались интервью с различными медийными личностями, вроде Басты, Юрия Шевчука, Сергея Шнурова, Макса Фадеева, Ивана Дорна, с киноактерами и почитаемыми блогерами. А параллельно под шумок Дудь начинает размещать на своем раскрученном YouTube-канале «вДудь» интервью с Навальным, Ходорковским, Чичваркиным, Ксенией Собчак, Алексеем Венедиктовым, Александром Невзоровым, Евгением Ройзманом и прочими профессионалами по метанию камней в российский огород.
Уже к сентябрю 2017 года количество подписчиков «вДудь» перевалило за 1,5 млн. Через четыре года численность аудитории приблизилась к 7 млн. То есть было, за что одаривать этот «голос поколения». Понятно, что миллионные вознаграждения выплачивались не только за одни интервью, благодарность перечислялась и за документальные фильмы, так называемые «проекты». Дудь их настряпал больше десятка. И большинство из них, обращаясь к опыту 90-х, несли откровенный негатив по отношению к истории страны, в проблемах народа традиционно обвинялись власти, правоохранители и государственное устройство, которое срочно надо «менять».
Так, в фильме «Колыма — родина нашего страха» Дудь распространялся по теме репрессий в СССР. Он вместе со съемочной командой проехал 2 тыс. км по дороге, выстроенной репрессированными, разговаривал с потомками жертв сталинского режима, а параллельно давил на эмоции, намеренно передергивая факты. Дудь постарался ознакомить молодежь с кровавой историей нашей страны, с явным намеком на традиционную тиранию в России. Мол, сегодняшний наш страх перед властью — это не что иное, как отголоски того самого ужаса, вызванного еще сталинскими репрессиями.
Примечательно, что проект вышел накануне празднования Дня Победы, чтобы народ не чрезмерно увлекался героическим прошлым своей страны. И этот фильм выставили без перерывов на рекламу, как обычно делалось в интервью или любых других роликах. Иными словами, заказчики щедро оплатили и съемки, и показ проекта. Эти затраты быстро окупились, учитывая, что документальный «шедевр» Дудя просмотрело около 20 млн человек.
В фильме «Беслан. Помни» Дудь также вернулся к любимой теме 90-х, когда спонсируемые медиа магнатом Владимиром Гусинским журналисты практиковали идеализацию образа чеченского боевика. В теракте в Северной Осетии Дудь обвинил государство и популяризировал идею о выполнении Центром специального назначения ФСБ России «преступного» приказа о штурме школы. Основной посыл обозначается сразу же в титрах: «Вот наша логика: когда-то государство допустило ошибки, которые привели к беде. Теперь государство должно окружить максимальной заботой всех, кто пострадал. И только через эту заботу оно сможет заслужить прощение, а после и доверие людей».
Что касается террористов, то в фильме все подведено к тому, чтобы вызвать чувство симпатии по отношению к этим нелюдям, по вине которых в 2004 году погибли 334 человека, большинство из них — дети. Автор ни в коем разе не осуждает убийц, а делает их едва ли не жертвами обстоятельств. Более того, много сказано о попытке лидера чеченских сепаратистов Аслана Масхадова принять участие в переговорах с засевшими в школе боевиками, для чего включили воспоминания журналистки «Новой газеты» Елены Милашиной, по словам которой, Басаев действовал независимо от своего официального лидера, и Масхадов мог повлиять на ситуацию, но ему не дали власти со своей «извращенной логикой», что нельзя договариваться с врагом.
«Дудь радостно кричит, снимает, говорит о том, что во всем виновато государство. Но надо быть дегенератом. Вы посмотрите на эту лощеную нечисть. Вы посмотрите на этого борца с перхотью. Там же ноль сопереживания. Кто эту мразь ничтожную раскручивает?» — вопрошал ведущий Владимир Соловьев в эфире авторской программы на «Вести FM».
На этот вопрос быстро нашелся ответ. После выхода фильма в 2019 году показал свои уши Ходорковский. Дудь получил от «Открытой России» (признана на территории России нежелательной организацией, а позднее лавочка прикрылась в РФ), которую содержал беглый олигарх, премию «Профессия — журналист» в номинации «видеодокумент». Неслучайно в дальнейшем именно Ходорковского стали называть едва ли не основным заказчиком самых антироссийских «шедевров» Дудя. «К восторгу украинских нацистов и российской демшизы, заказчик убийства мэра Нефтеюганска Ходорковский вручил автору документальных фильмов, подменяющих факты фейками, Дудю премию имени террориста Басаева», — написал блогер Филипп Масловский.
Закономерное продолжение и ожидаемый посыл последовали в документальном проекте «Камчатка — полуостров, про который забыли». Здесь Дудь увлекательно рассказывал о развале экономики страны из-за воссоединения Крыма с Россией. Чей это заказ, можно даже не говорить, учитывая финансовые перечисления от Yoola Labs Ltd.
А с фильмом «Кремниевая долина» у Дудя случился небольшой прокол. Блогер самозабвенно рассказывал своим поклонникам о заманчивой жизни в США и благах заокеанской цивилизации, сравнивая ее с российским «болотом». Однако тут выступил создатель «ВКонтакте» и Telegram Павел Дуров, у которого армия фанатов значительно обширнее. Он справедливо указал, что США — полицейское государство с низким уровнем медицины, образования и культурной жизни. И в США совсем невыгодно начинать стартапы, как в том уверяет Дудь, в том числе и в IT-сфере.
В общем, Дуров всего за пару минут развенчал мифы и констатировал, что герои фильма «Кремниевая долина» старательно, как все американцы, обходили острые углы. «От всех знакомых предпринимателей из сюжета я не раз слышал о минусах жизни в США. Сейчас один из них половину времени проводит на родине, другой фактически уже несколько месяцев как вернулся в Европу, третий разочаровался в американцах и строит вокруг себя “маленькую Россию”», — резюмировал Дуров, который, в отличие от Дудя, может позволить себе иметь свое мнение.
Но оставим фильмы. Документальными проектами и интервью Дудь не ограничивался. Тем более, что в последнее время к армии его поклонников присоединилась политически ориентированная молодежь. Соответственно, призывы Дудя не молчать, а участвовать в протестном движении также хорошо оплачивались. Поэтому, когда в начале 2021 года Навальный попытался клонировать в Москве белорусские событий 2020-го, в числе прочих активно агитировал за освобождение «оппозиционера» и Дудь, называя арест «берлинского пациента» беспределом. Блогер также призывал своих почитателей к участию в несанкционированных митингах в Москве.
Дудь появился и на акциях во Владивостоке. Чтобы как можно больше завлечь молодых людей в протестное движение, он встречался со своими фанатами, делал с ними совместные фотографии и публиковал их на личных страницах в социальных сетях. Так что не без его активного участия в целенаправленной и массированной информационной кампании в январе-феврале 2021 года на акции протеста в поддержку Навального вышли порядка 400 тыс. человек, причем около 15 тыс. из них были задержаны по обвинению в нарушении общественного порядка или противоправных действиях.
После того, как Дудь попал в нехорошую историю с обвинением в популяризации и пропаганде наркотиков (его даже оштрафовали на 100 тыс. рублей), когда делал интервью с таким же, как он сам, протеже Yoola Labs Ltd рэпером Алишером Моргенштерном, он решил уехать из России. Но это вовсе не значит, что Дудь затих. Напротив, сфера его работы значительно расширилась, а усилия теперь направлены на «украинскую войну».
Перебравшись в Барселону, он ратует за солидарность с Киевом и обвиняет российское руководство в растрачивании потенциала страны. И по традиции штампует фильмы. На сей раз новый проект повествует об украинских беженцах в Европе, спасенных от страшной участи, на которую их обрекла Москва.
В этом сгустке пропагандистских фантазий целая феерия, в том числе о том, как русскоязычное население Европы объединяется ради спасения «пострадавших от этой страшной войны». Понятно, что там нет ни слова ни о бардаке, который устраивают эти долгожданные гости и почитатели Бандеры, ни о повсеместной травле русских. Зато царит полная идиллия на тучных европейских полях.